Старо-Читинская Михайло-Архангельская церковь
Объект культурного наследия федерального значения.
СТАРО-ЧИТИНСКАЯ МИХАЙЛО-АРХАНГЕЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ. ЦЕРКОВЬ ДЕКАБРИСТОВ
Город Чита, ул. Декабристов, 3б
Объект культурного наследия федерального значения № 231210004070006 (Постановление СМ РСФСР № 624 от 4.12.1974)
Здание Михаило-Архангельской церкви является старейшим в Чите, одной из главных достопримечательностей города.
Церковь была построена в 1776 году, в два этажа, из толстых бревен сосны и лиственницы, без единого гвоздя, согласно древней традиции «кораблем».
В соответствии с документами XIX века Михайло-Архангельская церковь в Чите – третья по счету; две предыдущие с одноименным названием сгорели одна за другой в 1768 и 1774 годах.
Церковь трехглавая – это очень старый церковный канон, характеризующий идею троицы. Храм состоял из пятигранной алтарной части, собственно храма – восьмерик на четверике, трапезной и притвора. Притвор венчала двухъярусная колокольня (верхний, арочный, ярус звона, нижний – шестигранный глухой). Храм освещался асимметрично расположенными разноразмерными окнами. Во время реставрационных работ к притвору был пристроен тамбур с двускатной кровлей на четырех резных колоннах.
Хотя церковь и начала свою жизнь за полвека до появления в Чите декабристов, но прославилась, вошла в историю и сохранилась благодаря этим мужественным людям.
В церкви Иван Анненков венчался с француженкой Полиной Гебль. С 10 июля 1830 года рядом с храмом покоится умершая при рождении Софья Волконская — дочь Сергея Волконского, внучка полководца Николая Раевского. В августе 1839 года в церкви венчались декабрист Дмитрий Завалишин и Апполинария Смолянинова - дочь управляющего Читинской волости.
При активном участии декабриста Дмитрия Завалишина, проживавшем на поселении в Чите после окончания срока каторжных работ, в здании церкви был проведен капитальный ремонт. До самого своего отъезда в 1863 г. декабрист Завалишин регулярно посещал Читинскую церковь.
22 октября 1851 года в Михайло-Архангельской церкви был оглашен императорский указ об учреждении Забайкальской области и возведении Читы в степень областного города. После этого церковь стала именоваться собором. После 1875 года вновь переведена в разряд приходских с причислением к ней окрестных деревень.
В 1904 году в церкви венчался врач Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий впоследствии известный как Святитель Лука, и медицинская сестра госпиталя Киевского Красного Креста Анна Васильевна Ланская.
В марте 1923 года здание храма было реквизировано и произведена опись всего имущества. В середине 1930-х годов, когда храм был закрыт окончательно, здание какое-то время пустовало, затем использовалось как общежитие сельско-хозяйственного техникума, после было приспособлено под соляной склад.
Еще в 1925 году, во время празднования 100-летия Декабрьского вооруженного восстания, возникло предложение устроить в церкви (тогда еще действующей) Музей декабристов. Такой музей открылся только в 1971 году. Через некоторое время он был закрыт из-за ветхого состояния здания. В 1974 году проведен комплекс реставрационных работ, после которых церковь приобрела современный вид. В 1985 году, в канун 160-летия восстания декабристов, в церкви вновь открыт Музей декабристов, отражающий в своих экспозициях историю декабристского движения, пребывание декабристов на каторге и поселении в Сибири, их вклад в культурное развитие края.
CHURCH OF MICHAEL THE ARKHANGEL. DECEMBRIST CHURCH
Chita, 3B Decembrists St.
Object of cultural heritage with status of federal
(Resolution of the Council of Ministers of the RSFSR No. 624 of 4.12.1974)
The building of the Archangel Michael Church is the oldest in Chita, one of the main attractions of the city.
The church was built in 1776, in two floors, from thick pine and larch logs, without a single nail, according to the ancient tradition, by "ship".
In accordance with the documents of the 19th century, the Archangel Michael Church in Chita is the third in a row; the two previous ones with the same name burned down one after the other in 1768 and 1774.
The three-headed church is a very old church canon that characterizes the idea of the trinity. The temple consisted of a pentahedral altar part, the temple itself - an octagon on a quadrangle, a refectory and a vestibule. The narthex was crowned with a two-tier bell tower (the upper, arched, ringing tier, the lower - a deaf hexagonal). The temple was illuminated by asymmetrically positioned windows of various sizes. During the restoration work, a tambour with a gable roof on four carved columns was added to the vestibule.
Although the church began its life half a century before the appearance of the Decembrists in Chita, it became famous, went down in history and survived thanks to these courageous people.
In the church, Ivan Annenkov was married to a Frenchwoman, Polina Gebl. Since July 10, 1830, Sofia Volkonskaya, (daughter of Sergei Volkonsky, granddaughter of the commander Nikolai Raevsky), who died at birth, rests next to the church. In August 1839, the Decembrist Dmitry Zavalishin and Appolinaria Smolyaninova, the daughter of the governor of the Chita parish, were married in the church.
With the active participation of the Decembrist Dmitry Zavalishin, who lived in a settlement in Chita after the end of the term of hard labor, a major overhaul was carried out in the church building. Until his departure in 1863, the Decembrist Zavalishin regularly attended the Chita Church.
On October 22, 1851, an imperial decree was announced in the Mikhailo-Arkhangelsk Church on the establishment of the Trans-Baikal Region and the elevation of Chita to the level of a regional city. After that, the church became known as a cathedral. After 1875, it was again transferred to the category of parish, with the inclusion of neighboring villages.
In 1904, the doctor Valentin Feliksovich Voino-Yasenetsky, later known as St. Luke, and the nurse of the Kiev Red Cross Hospital Anna Vasilievna Lanskaya, were married in the church.
In March 1923, the building of the temple was requisitioned and an inventory of all property was made. In the mid-1930s, when the temple was finally closed, the building was empty for some time, then it was used as a hostel for an agricultural technical school, after which it was adapted as a salt warehouse.
Back in 1925, during the celebration of the 100th anniversary of the December armed uprising, there was a proposal to arrange a Museum of the Decembrists in the church (then still operating). Such a museum opened only in 1971. After a while, it was closed due to the dilapidated state of the building. In 1974, a complex of restoration work was carried out, after which the church acquired a modern look. In 1985, on the eve of the 160th anniversary of the Decembrist uprising, the Museum of the Decembrists was reopened in the church, reflecting in its expositions the history of the Decembrist movement, the stay of the Decembrists in hard labor and settlement in Siberia, their contribution to the cultural development of the region.
天使长米迦勒教堂,十二月党人教堂
赤塔市,十二月党人大街,3B号
具有联邦地位的文化遗产
(1974年12月4日俄罗斯苏维埃联邦社会主义共和国第624号部长会议的决议)
大天使迈克尔教堂的建筑是赤塔最古老的建筑,是城市的主要景点之一。
这座教堂建于1776年,分为两层,由厚松木和落叶松原木制成,按照古代传统,由“船”制成,没有一个钉子。
根据19世纪的文献,位于赤塔的大天使迈克尔教堂连续第三次出现。前两个同名的教堂在1768年和1774年一个接一个地被烧毁。
三头教堂是一个非常古老的教堂经典,代表了三位一体的思想。该神殿由五面体的祭坛部分,神殿(四边形上的八角形,餐厅和前庭)本身组成。前庭的顶部是两层钟楼(上层,拱形,钟层,下层-密封的六角形)。教堂被不对称放置的各种尺寸的窗户照亮。在修复工作中,在前庭中增加了一个在四个雕花柱上带有山墙屋顶的围栏。
尽管教堂的生活开始于赤塔的十二月党人出现之前的半个世纪,但由于这些勇敢的人们,教堂声名远播,历史悠久,得以幸存。
在教堂里,十二月党人伊凡·安南科夫与一位法国妇女波琳娜·吉布结婚。自1830年7月10日起,出生时去世的索非亚·沃尔康斯卡娅(谢尔盖·沃尔康斯基的女儿,司令尼古拉·拉耶夫斯基的孙女)在教堂旁边安息。 1839年8月,十二月党人德米特里 扎瓦利申和赤塔州长的女儿阿普波利纳里娅 斯莫利亚尼诺娃在教堂结婚。
在苦役期结束后住在赤塔定居点的十二月党人德米特里·扎瓦林辛的积极参与下,教堂大楼进行了大修。直到1863年离开时,十二月党人扎瓦林辛定期到赤塔教堂祈祷。
1851年10月22日,在天使长米迦勒教堂里宣布了一项沙皇法令,关于建立后贝加尔州和将赤塔提升到一个首府城市的水平。此后,这座教堂被称为大教堂。 1875年之后,它又被转移到教区,包括邻近的村庄。
1904年,瓦伦丁·费利克斯维奇·沃伊诺·亚瑟涅茨基医生(后称圣卢克)和基辅红十字会医院的安娜·瓦西里耶芙娜·兰斯卡娅的护士在教堂结婚。
在1923年3月,对圣殿的建筑物进行了征用,并清点了所有财产。在1930年代中期,当教堂最终关闭时,这座建筑空了一段时间,然后被用作一所农业技术学校的旅馆,之后被改建为盐仓库。
早在1925年,在庆祝12月武装起义100周年之际,有人提议在教堂内布置一个十二月党人博物馆(当时教堂有宗教活动)。这样的博物馆仅在1971年开放。一段时间后,由于建筑破旧而关闭。 1974年,进行了总体的修复工作,之后教堂恢复了现代外观。 1985年,十二月党人起义160周年前夕,十二月党人博物馆在教堂内重新开放,反映了十二月党人运动的历史,十二月党人服苦役和在西伯利亚定居的经历,以及他们对后贝加尔边疆区文化发展的贡献。