Забайкальскому художнику Андрею Петровичу Пащенко исполняется 50 лет

​Его работы можно увидеть на многочисленных выставках. Натюрморты, портреты, пейзажи… Любая картина привлекает своей неповторимостью, индивидуальностью, узнаваемостью родных мест в городе или на просторах Забайкалья.


Как попал в Забайкалье

Забайкальскому художнику Андрею Петровичу Пащенко исполняется 50 лет

Родился в небольшом древнем городке Корсунь-Шевченковском Черкасской области в Украине, основанном в 1032 году Ярославом Мудрым. С этим городом связаны имена Богдана Хмельницкого, князей Лопухиных, Демидовых. Но более всего на слуху у современников одно из грозных событий Великой Отечественной войны – Корсунь-Шевченковская операция, вторая после Сталинградской по количеству окружённых и разбитых немецких войск.

В семье Пащенко трое братьев. Мать с отцом – люди творческие. Это и стало предпосылкой к тому, что Андрей закончил детскую художественную школу, поехал в Днепропетровск и поступил в художественное училище. Казалось бы, дальнейшая судьба была предопределена. Но вдруг решил вернуться в родной город и освоить специальность «технолога по монтажу радиоаппаратуры и приборов» в местном радиотехническом училище: «Тогда я подумал: почему бы не изучить радиодело, технику? В жизни пригодится. Конечно, я уже не раз пожалел об этом своём решении».

В 1988 году призвали в армию, направили в Забайкальский военный округ. Отслужив два года, уехал домой. Но сильно скучал по Забайкалью: «Я влюбился в эти места. Если бы не было такой красивой природы, не вернулся бы». Кроме того, здесь оставалась любимая девушка. Недолгими были сборы, возвратился к невесте, женился. На станции Новой построил дом, где и жил до недавнего времени. В счастливой семье двое детей. Сын Пётр работает на читинском телевидении, дочь Варвара учится в восьмом классе.

«Ёшкин кот» в парке Дома офицеров

«Ёшкин кот»

В выборе профессии значительную и решающую роль сыграло знакомство с забайкальскими художниками. Для начала устроился на должность художника-оформителя в областном краеведческом музее. Но работа мало была похожа на творческую. В то время музей менял место дислокации. Упаковывали ящики с экспонатами, перевозили из одного здания в другое. Перевёлся в Дом офицеров, где трудится до сих пор. В парке культуры и отдыха при Доме офицеров очень много беседок, композиций с животными, сказочных фигур, есть пруд с камышами и горбатым мостиком через него. Но многих особенно заинтересовывает скульптура «Ёшкин кот», посвящённая герою фильма «Любовь и голуби» Васе Кузякину. Эту роль в фильме блестяще сыграл наш земляк Александр Михайлов. Андрею Петровичу было поручено разработать проект будущей композиции. «Я очень люблю этот фильм. Просмотрел несколько раз. Мои мама и папа тоже влюбились в него. Я выполнил несколько десятков эскизов. Старался не забыть какой-нибудь мелочи, детали: голуби, чемодан… Когда показали Александру Яковлевичу, вместе обсудили, выбрали один из вариантов, дополнили, подкорректировали. Я довёл проект до конечной стадии». Изваял фигуру известный скульптор Левон Минасян.

Скульптурные композиции над Домом офицеров

«Лётчик, инженер и учительница»

Благодаря творческому тандему Пащенко – Минасян над портиками левого и правого блоков здания Дома офицеров появились скульптурные композиции из трёх фигур: «Солдат, сталевар и колхозница» (2018 год) и «Лётчик, инженер и учительница» (2019 год). Первая из них – точная копия триптиха, установленного над входом в большой зрительный зал в 1940 году, но демонтированного и утраченного в 90-х из-за плохого состояния. Художник Пащенко изучил старые фотографии, разработал эскизы, по которым скульптор Минасян выполнил из бетона (изначальная была из металла) обновлённую скульптурную группу. По второй композиции идея полностью принадлежит А.П. Пащенко. С энтузиазмом работал над проектом, который был одобрен руководством Дома офицеров и принят к исполнению. Скульптор Минасян в течение года трудился над новым произведением. Теперь в облике здания полная симметрия в оформлении верхней части восточного крыла и западного.   

«Солдат, сталевар и колхозница»
Кроме того, на фасаде здания Дома офицеров прикреплены мемориальные доски маршалу Малиновскому и певцу Иосифу Кобзону, выполненные по проекту художника Пащенко.

Диорама, посвящённая разгрому Квантунской армии

Диорама «Штурм Хайларского укрепрайона»

В четвёртом экспозиционном зале Музея истории войск ЗабВО смонтирована диорама, посвящённая заключительному этапу Второй мировой войны «Штурм Хайларского укрепрайона». Презентация художественно-исторического полотна состоялась 2 сентября 2018 года.

Батальная живопись – направление сложное, требующее исторических знаний и определённой подготовки. Андрей Петрович выезжает в Хайлар для сбора информации. Там посещает музей, обследует места сражений, фотографирует, зарисовывает, изучает источники, обсуждает с консультантами разные моменты.

«Я пытался изобразить героизм нашего народа. Для чего мы это делаем? Для воспитания подрастающего поколения. Чтобы помнили. Сейчас кое-кто пытается переписывать историю. Так вот в музейных экспозициях мы отражаем действительно правдивые события».


«Хвастушка», «Кастринская, 25» и другие

«Плашкоут в Александровке»

Ещё в армейские годы его заметили забайкальские художники Николай Орлов, Вячеслав Скроминский, Александр Кузьмин и Владимир Форов, тогдашний председатель Читинского отделения Союза художников. Вместе ездили на этюды, пленэры. Отсюда и появилось увлечение живописью. Первые работы оказались удачными, были одобрены коллегами. Это окрылило, придало силы продолжать, одновременно учиться техническим приёмам в живописи, новым технологиям… С двухтысячных постоянно участвует в выставках, проводимых в Борзе, Агинском, Чите, Омске, Новокузнецке, Хабаровске, Москве, Хайларе (КНР). Где-то становится дипломантом, что даёт право на персональные выставки. Позади их уже четыре: первая под символическим девизом «Всё впереди», следующая – «На одном дыхании», третья – в стенах одного из вузов Читы, последняя под названием «Со стороны солнца», состоявшаяся два года назад в Музейно-выставочном центре.

Сюжеты, темы, персонажей для своих картин находит в самых разных местах: Байкал, Чара, север, Каларский район, Даурский заповедник, Адон-Челон, Агинское, река Ингода, Кодар, Дарасун, Кручина…
«Хвастушка»
На мой вопрос, как появляется желание перенести на холст лицо человека, какой-то фрагмент живой природы или города, отвечает: «Желание написать чей-то портрет возникает внезапно. Это бывает по-разному. Возможно, зависит от настроения самого художника. Иногда не хочется писать, иногда сразу заинтересует человек как личность, пытаешься его понять. Что касается пейзажей, то обращаешь внимание на свет, освещённость: солнце, сумерки… Если интересно, берёшься за кисть»…

Описывать картины – дело неблагодарное, надо их видеть, чтоб почувствовать замысел, чувства, состояние души автора. Среди выставляемых полотен несколько портретов девочек, девушек. Свою дочь Варвару «пишет» с особой нежностью в разном возрасте: то с венком из огромных ромашек на голове «Хвастушка», то с косичками: «Когда я пишу дочь, я пишу о любви родителей к детям»…

«Кастринская, 25»
Привлекают внимание полотна «Кастринская, 25», «Старый деревянный дом на улице Столярова». Обветшавшие постройки конца XIX или начала XX века. В те времена мастера-умельцы украшали фасады, фризы, карнизы, навесы над входами причудливыми формами, ажурной резьбой. Уходит в прошлое старая Чита...

О каждой картине можно сказать много хороших слов, потому как каждая излучает доброту, тепло, любовь…



Людмила Арзамасцева

Фото А.П. Пащенко, Zab.TV ипресс-службы Дома офицеров

«Читинское обозрение»



20.04.2020

 
 

Июнь

2020

  • Пн
  • Вт
  • Ср
  • Чт
  • Пт
  • Сб
  • Вс
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • 29
  • 30

Новости

архив новостей